Нужно ли ограничивать ставки?
Мнение о том, что все МФО выдают средства под очень высокие проценты, не совсем верно. Например, средний размер ставки по займам в организациях, кредитующих малый бизнес, колеблется от 30 до 80%. При этом подобных компаний на рынке более 60%, а вот организации, выдающие так называемые займы до зарплаты под бешеный процент, составляют всего 3-5% от общего количества МФО.
Решать проблему высоких ставок по займам предлагалось различными способами, вплоть до их законодательного ограничения. Но этот шаг выглядит как минимум экономически нелогичным. Ведь, как правило, ставки МФО имеют свою реальную себестоимость, и она отнюдь не настолько низка, как кажется на первый взгляд.
Основой величины ставки в МФО являются доступные источники фондирования. В отличие от банков, у МФО существует всего два-три источника получения денежных средств. Первый и чаще всего главный - средства акционеров. Еще один ресурс - коммерческие банки, заем у которых автоматически повышает процентную ставку, так как, выдавая кредит микрофинансовым организациям, банковские учреждения автоматически включают в него и свою маржу. По закону МФО могут привлекать вклады, однако их величина должна быть более 1,5 млн руб. Учитывая, что вклады в МФО не застрахованы, инвестировать в них, даже под большой процент, решаются единицы.
Еще одним слагаемым стоимости займа в МФО является риск компании, связанный с возвратом средств. МФО выдают займы по упрощенной схеме, для того, чтобы получить в них деньги, не нужен большой комплект документов. Решение о выдаче принимается за два-три дня, а в некоторых случаях - часа.
Для юридических лиц значения процентных ставок ниже в силу объективных причин: предприниматели часто имеют залог, а также некоторые оборотные средства, поэтому уровень просрочки здесь значительно ниже, нежели у МФО, занимающихся потребительским кредитованием. Если в первом случае он обычно держится на уровне 10-12%, то во втором составляет более 20%.
Третий фактор, влияющий на величину ставки по кредитам, - административные затраты. В них входят расходы на инфраструктуру и содержание офисов (большинство клиентов МФО проживают в регионах, где доступ к финансовым услугам ограничен).
Если МФО, обслуживающие частных лиц, могут иметь лишь нескольких представителей в регионе, то операционные издержки компаний, выдающих займы предпринимателям, как правило, более высоки: они обустраивают полноценные стационарные отделения, а их специалисты часто выезжают на место, чтобы оценить бизнес клиента.
Желание получить от компании прибыль - еще одна составляющая величины займа. Этот фактор зависит от уровня спроса и предложения на рынке.
По некоторым данным, спрос на рынке микрофинансирования на сегодняшний день превышает 300 млрд руб., а микрокредитов в минувшем году было выдано всего на 32 млрд руб. Поэтому в данный момент можно говорить о том, что сегмент еще проходит период становления. Через некоторое время те, кто слишком занизил или завысил проценты по займу, будут вынуждены уйти из этого бизнеса из-за неконкурентоспособности. Таким образом, ставки самостоятельно закрепятся на определенном уровне.
Законодательное ограничение ставок МФО сейчас может привести к тому, что большинство компаний просто уйдет в "теневой" бизнес с легального рынка, а оставшиеся значительно ужесточат условия выдачи займов. Примерно та же ситуация наблюдается сейчас в 40 развивающихся странах и странах с переходной экономикой, где существуют ограничения по процентным ставкам в той или иной форме.