Микрофинансисты открывают малому бизнесу дверь в мир больших денег
Объем рынка микрокредитования в РФ будет расти, и в частности, за счет кредитов для малого бизнеса. По мнению экспертов, роль микрофинансовых организаций ограничена, но весьма важна, т.к. заключается в первой финансовой помощи начинающему бизнесу и старте кредитной истории.
РЫНОК НЕ НАСЫТИЛСЯ?
К концу 2012 года объем рынка микрокредитования приблизится к 55 миллиардам рублей, а через пять лет составит 150 миллиардов рублей, прогнозируют участники рынка. При этом порядка 60% всех выданных займов будет приходиться на малый бизнес. По итогам 2011 года рынок микрокредитования вырос на 20% до 35-37 миллиардов рублей. Высокие темпы роста обусловлены низким уровнем насыщения, отмечают эксперты.
В 2011 году около 70% микрозаймов было выдано в малых городах и селах, около 60% займов предоставлено на развитие бизнеса, 40% - на потребительские нужды, из которых около 10% составили "займы до зарплаты".
Как сообщил 9 октября на встрече с журналистами президент некоммерческого партнерства "Национальная ассоциация участников микрофинансового рынка" (НАУМИР) Михаил Мамута, кредитование малых и средних предприятий является основой рынка микрокредитования.
"Наш рынок не является ситуационным, и спрос со стороны предпринимателей неуклонно растет", - сказал Мамута. По его словам, многие предприятия в России работают "полуформально" и не имеют возможности получить кредит в банковской организации.
МОЛОДО - ЗЕЛЕНО
В секторе микрокредитования бизнеса доминируют два вида игроков: система фондов, поддерживаемых государством, и активно развивающийся частный сегмент, рассказал Мамута. Если первые поддерживают предприятия неторгового сектора экономики, то вторые кредитуют всех остальных, пояснил он.
Средняя ставка по микрокредитам для малого и среднего бизнеса составляет 25%, отметил президент НАУМИРа.
Типичным клиентом микрокредитной организации является малое предприятие работающее в секторе торговли или в сфере услуг, с оборотом до 3 миллионов рублей, рассказала генеральный директор ОАО "Финотдел" Екатерина Сидорова.
По ее словам, средний размер микрозайма, который требуется таким предприятиям два раза в год, составляет 260 тысяч рублей. Срок погашения кредита составляет, в среднем, два года, указала Сидорова.
"Значительная часть представителей малого бизнеса имеет ограниченный доступ к банковским кредитам по причине отсутствия кредитной истории, объектов залога и в достаточной степени подтвержденного оборота", - отметила генеральный директор ОАО "Финотдел". Именно поэтому ее компания отмечает рост спроса на микрокредиты со стороны малого и среднего бизнеса.
КУЗНИЦА СРЕДНЕГО КЛАССА
По словам председателя совета директоров группы компаний Adela FRG Евгения Бернштама, микрофинансовые организации, которые играют значительную роль в развитии малого бизнеса, способствуют формированию столь важного для экономики среднего класса. "С точки зрения малого бизнеса, упрекать микрофинансистов в ростовщичестве – все равно, что вести подрывную деятельность", - уверен он.
"Опыт африканских стран показывает, что микрокредитование распространяется быстрее рынка ипотеки в условиях села, но в России оно найдет применение и в городах", - сказал агентству "Прайм" ведущий аналитик компании "Альпари" Михаил Крылов.
"Это не только малый бизнес, но и сельхозпредприятия, и сети мастерских по ремонту одежды, и салоны красоты. Сюда относятся все виды деятельности, инвестиции в которые дают отдачу больше процентов по кредитам" - пояснил он.
По словам Крылова, для начинающих предпринимателей рынок микрофинансов до некоторой степени представляет собой эквивалент ломбарда.
БАНКИ НЕ ДРЕМЛЮТ
Более половины предпринимателей, оценивающих свой бизнес как устойчивый, испытывает дефицит средств для развития, соглашается начальник управления по работе с малым и микробизнесом Райффайзенбанка Максим Лукьянович.
"В этой связи банки все активнее предлагают простые и быстрые экспресс-кредиты со скорринговой оценкой и к тому же с повышенным размером кредитов, выступая, отчасти, альтернативой микрофинансовым организациям", - сказал он.
При этом роль микрофинансовых организаций заключается, прежде всего, в первой финансовой помощи начинающему бизнесу и формировании кредитной истории, признал Лукьянович.
По его словам, лучшей альтернативой микрофинансирования для развития бизнеса являются государственные субсидии (гранты, льготы по участию в выставках и т.п.).
Дальше, " при достижении срока деятельности бизнеса от 6 -12 месяцев банки предлагают различные кредитные программы, исходя из потребностей бизнеса", - отметил он.
Рынок микрокредитования в настоящий момент проходит активную фазу развития, и по оценкам аналитиков, будет расти быстрее остальных сегментов рынка.
"Темпы роста кредитного портфеля малого и микробизнеса Райффайзенбанка подтверждают эту тенденцию", - указал Лукьянович.
Однако развитие микрокредитования также будет зависеть от политики государства в области малого бизнеса, добавил он.
"В Европе его [малого бизнеса - ред] доля достигает до 50-70% от ВВП, а в России этот показатель составляет, по разным оценкам, не более 15-20%, и, исходя из этого, мы видим большую перспективу для развития малого бизнеса в РФ", - резюмировал эксперт.