Новые технологии на микрофинансовом рынке
В середине ноября в Казани состоялась 11 Национальная конференция по микрофинансированию, собравшая около 400 участников. Наряду с традиционно освещаемыми вопросами развития регулирования, повышенное внимание к новым технологиям в микрофинансовой сфере стало основным отличием конференции 2012 года. Многие спикеры в своих выступлениях затрагивали эту тему, говорили о необходимости расширения спектра технологических решений для повышения удобства клиентов и пайщиков, количества доступных услуг, их прозрачности, а также путях снижения рисков при выдаче займов и сокращения себестоимости операций.
Значительный скачок рынка за счет совершенствования технологий возможен в настоящее время только в партнерстве с другими финансовыми институтами – например, с банками по выпуску пластиковых карт и кредитных программ для малого и среднего бизнеса в малых городах, операторами электронных денег и денежных переводов для развития инновационных платежных инструментов. Так, в своем выступлении Вице-президент банка «ВТБ24» Надежда Карисалова обратила внимание на то, что разговоры о конкуренции между микрофинансовыми институтами и банками постепенно уходят в прошлое. «У каждого финансово-кредитного института своя ниша на рынке. Банки обычно кредитуют бизнес, который ведет текущую деятельность больше полугода, многие МФО выдают микрозаймы начинающему бизнесу, – рассказала Надежда Карисалова. – У микрофинансовых институтов своя технология работы с клиентами, и сумма микрозайма до 1 млн. рублей. По сути, там клиент может начать свою кредитную историю, вырасти как заемщик, и, когда его бизнес встанет на ноги, а сам он приобретет опыт работы с заемными средствами, то будет самым желанным клиентом банка. МФО взращивают клиентов для банков, и мы считаем их надежными и ответственными партнерами».
Другим способом сближения кредитных организаций и МФО становится применение последними банковских инструментов. «Мы предлагаем своим клиентам новый продукт – выдачу займов через банковские карты совместно с банком ИТБ, – рассказывает Председатель Правления компании «Деньги Напрокат» Руслан Исмаилов. – Наша компания работает над созданием позитивного образа микрофинансирования, как доступного и цивилизованного инструмента финансовой помощи, получить которую возможно круглосуточно из любой точки мира в течение всего нескольких минут. Банковская карта для клиента - выгодный, безопасный и перспективный продукт, позволяющий экономить время», - отметил он. Использование передовых технологий при контроле качества займов также является одним из наиболее важных. Как рассказал Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков, для начинающих МФИ или ведущих умеренную кредитную активность разработан доступ к бюро «НБКИ Online», позволяющий вести информационный обмен данными без затрат на собственную IT-инфраструктуру. «Предложением пользуются порядка 50% МФИ, сотрудничающих с НБКИ», – отметил он. «Уже сейчас можно сделать вывод о том, что взаимодействие микрофинансовых институтов с НБКИ значительно повышает качество управления рисками. Многие наши партнеры, в том числе работающие в секторе «займов до зарплаты», имеют возможность наращивать кредитные портфели при одновременном снижении просрочек. При этом, использование кредитных отчетов НБКИ позволяет таким кредиторам сводить потери от мошенничества практически к нулю», - заключил господин Волков.
Другим способом снижения рисков стали разработки компании CRIF. «Совместно с НАУМИР на Конференции мы представили решение Sprint, позволяющее автоматизировать обработку кредитных заявок и снизить риски российских МФИ, – рассказала Директор по развитию бизнеса компании «КРИФ» Марлена Херли. – Эта система широко применяется в международной практике и очень востребована, поскольку может быть встроена в текущие системы учета, оптимизирует все процессы микрофинансовой организации, а также легка в использовании», добавила она.
Также на Конференции обсуждались перспективы работы МФИ с платежными системами. «Мы очень рады интересу, проявленному участниками конференции к возможностям взаимодействия МФО с современными платежными инструментами, – отметил Председатель Совета Ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. – Конференция показала, что кредитование в электронных деньгах, кредиты на предоплаченные карты и выдача средств через терминалы могут стать массовыми уже в ближайшем будущем».
Важным сегментом микрофинансового рынка являются кредитно-потребительские кооперативы. «Для развития микрофинансирования и кредитной кооперации необходима сильная инфраструктура: общества взаимного страхования, бюро кредитных историй, использование механизмов межфинансирования, развитие партнерства с кредитными организациями для более полного удовлетворения всех слоев населения в финансовых услугах, – подчеркнул Председатель СРО «Национальное объединение кредитных кооперативов» Александр Норов. В завершение, Президент НАУМИР Михаил Мамута сказал: «Будущее микрофинансирования неразрывно связано с интеграцией с другими участниками финансового рынка. В идеале мы стремимся к системе, которая состоит только из прозрачных, регулируемых и эффективных элементов, каждый из которых выполняет свою функцию в интересах потребителя. Впереди нас ждут новые интересные альянсы – МФО и провайдеров электронных денег, мобильных операторов, а также, вне сомнения, банков. Думаю, что приблизить это время можно, уделяя больше внимания изучению потребностей населения и бизнеса. При этом, важно прежде всего быть открытым инновациям в себе».