Этичный микрозайм
На микрофинансовом рынке появится "Кодекс этики" по работе с просроченной задолженностью, учитывающий специфику микрофинансирования. Над его созданием работают НП "МиР", объединяющее крупнейших участников рынка, и коллекторы. Предполагается, что кодекс будет содержать процедуры урегулирования претензий клиентов к микрофинансовым организациям (МФО) и обеспечит прозрачность отношений кредиторов с заемщиками.
- Количество клиентов МФО с каждым годом растет, поэтому появляется необходимость выработки единых стандартов, направленных на обеспечение добросовестности и прозрачности отношений всех участников микрофинансового рынка, - отметил председатель Совета НП "МиР", президент НАУМИР Михаил Мамута. - В 2012 году было выдано 1,7 млн займов, а в этом году эта цифра вырастет до 2 - 3 млн. Это уже достаточно массивный клиентский объем, который формирует запрос на создание специальных механизмов урегулирования споров с клиентами и работы с просроченной задолженностью, которые учитывали бы специфику работы в этом сегменте, а также выработку других мер внесудебной защиты клиентов.
Он обратил внимание на то, что ситуации, по которым клиенты допускают просрочку, могут быть разными. Однако важно, чтобы все проблемы между заемщиком и кредитором решались путем договоренности, чтобы их отношения были долгосрочными и стабильными. По словам Мамуты, стандарт работы на рынке потребительского микрофинансирования и особенно "займов до зарплаты" должен учитывать социальный аспект такой деятельности и не допускать снижения уровня благосостояния заемщиков. Он подчеркнул также необходимость разработки стандартного договора микро-займа в сегменте "займов до зарплаты", чтобы долг не нарастал безумными темпами. В этом договоре должна быть определена полная стоимость микрозайма - клиент должен понимать, сколько всего он заплатит со всеми процентами и комиссиями по аналогии со стандартами, действующими в сегменте банковского потребкредитования.
Как рассказала заместитель руководителя ФСФР Юлия Бондарева, большинство поступающих в службу жалоб на МФО связаны с нарушениями законодательства и работой с просроченной задолженностью, взаимоотношениями заемщиков и коллекторов. Наиболее острые случаи рассматриваются ФСФР на совещаниях с представителями объединений коллекторов и МФО, куда также приглашается и пострадавшая сторона. "Мы пытаемся найти решение, приемлемое для всех сторон. Но в целом видим выход из этой ситуации только в общем документе, который выглядел бы, например, как "Кодекс этики", определяющий правила работы на микрофинансовом рынке, в том числе работы с просроченной задолженностью. Инициатива участников рынка всецело нами поддерживается", - отметила Бондарева. Она добавила, что чем больше прозрачности и доверия между клиентами и МФО, тем быстрее и эффективнее растет рынок.
Еще одна причина, диктующая необходимость появления кодекса, - это противодействие сегменту "серого" кредитования, именно там часто выявляются грубые нарушения прав клиентов. По словам Михаила Мамуты, это непростой вопрос, потому что сегодня законодательство допускает выдачу займов на регулярной основе без регистрации в качестве МФО. Вместе с тем прогресс в этом направлении налицо: если в 2010 году 100% рынка было нерегулируемым, потому что не было соответствующего законодательства, и вся деятельность небанковских организаций, выдающих займы, осуществлялась в рамках Гражданского кодекса, то на конец 2012 года нерегулируемым осталось 40% рынка. Эти организации системно выдают займы, но без регистрации в госреестре МФО. На конец этого года перед НП "МиР" стоит задача уменьшить долю нерегулируемого рынка до 25%. При этом Михаил Мамута выразил надежду на то, что предстоящее появление мегарегулятора повлечет пересмотр многих положений регулирования финансового рынка и поможет сократить число нерегулируемых компаний.