Рискованное обаяние микрофинансирования
Недавно председатель Центробанка Эльвира Набиуллина провела совещание с участием представителей микрофинансовых организаций (МФО), регулирование деятельности которых перешло от ФСФР в ведение ЦБ. Сегмент МФО, в отличие от банковского сектора, активно развивается и вполне может стать основным драйвером для расширения доступного кредитования малого и среднего бизнеса. Однако рост сегмента микрофинансирования сдерживается дефицитом фондирования, поэтому для МФО сейчас остро стоит вопрос привлечения частных розничных инвестиций. Смогут ли игроки рынка привлекать средства граждан для развития отечественного микрокредитования?
По разным оценкам, текущий объем рынка микрофинансирования составляет около 60-70 млрд руб., при этом рынок растет достаточно устойчивыми темпами - в среднем на 25-30% в 2011-2012 годах. По итогам 2013 года эксперты уже прогнозируют увеличение рынка в два-три раза по сравнению с 2012 годом. С учетом ожидаемого сохранения высокого спроса на услуги МФО предполагается, что рост российского рынка микрофинансирования к 2017 году составит около 170 млрд руб. Все это позволяет говорить о микрофинансовом рынке как об одном из самых быстрорастущих сегментов финансовой отрасли в России.
Одним из главных направлений, где сходятся позиции государства и микрофинансовой отрасли, является кредитование малого и среднего бизнеса. Основные преимущества займов в МФО - это гибкие условия кредитования и индивидуальный подход к оценке заемщика.
В то же время рост объема выдаваемых МФО средств требует от микрофинансовых организаций увеличения оборотного капитала. В такой ситуации вполне логичным выглядит привлечение внешних инвестиций. Инвестиционные займы, векселя и облигации дают дополнительные ресурсы для увеличения объема бизнеса, а высокая маржа в этом секторе позволяет сформировать привлекательную доходность для инвестора. Сейчас компании предлагают инвестиционные продукты с годовой ставкой до 20-25% - больше возможно только на фондовых рынках, но и риски там гораздо выше.
Естественно, что существуют факторы, настораживающие потенциальных инвесторов. В первую очередь это надежность и безопасность инвестиций в компании сектора МФО и их финансовые инструменты. Безусловно, если сравнить предложения банков и МФО, то в этих вопросах первые выигрывают. Кроме того что депозиты - более понятный и привычный способ вложения денег, государство страхует банковские вклады до 700 тыс. руб. Микрофинансовые организации пока не имеют такой господдержки.
Для популяризации инвестиций в МФО в виде займов, векселей и других инструментов требуется снизить порог вхождения инвестора в данные финансовые инструменты. Действительно, 1,5 млн руб. (минимальная, законодательно ограниченная, сумма инвестиций в компании сектора МФО) - это довольно много, хотя желающих вложить даже большие суммы все равно достаточно.
При этом снижение порога инвестиций имеет две стороны: с одной, это привлечет большее количество инвесторов, сделав инструмент более доступным; с другой, розничных инвесторов смогут привлекать микрофинансовые организации, не имеющие для этого достаточных финансовых возможностей, а следовательно, способные подвергнуть инвестиции риску. В данной ситуации необходимо, одновременно с уменьшением суммы вложений, четко обозначить критерии для МФО: например, определить уровень достаточности капитала или наличие рейтинга.
Итак, на одной чаше весов мы имеем постепенное уменьшение доходности депозитных вкладов в банковском секторе, рост рынка микрокредитования, заинтересованность МФО в инвестициях и постепенное уменьшение доходности депозитных вкладов в банковском секторе. На другой - высокий порог вхождения и риски, связанные с новым для рынка продуктом.
Интерес и доверие как делового сообщества, так и рядовых потребителей к рынку микрокредитования, по нашим наблюдениям, только растет. На сегодняшний день потребность в финансировании малого бизнеса удовлетворена только на 15-20%. Таким образом, потенциал рынка микрофинансирования огромный. Если игрокам рынка под руководством ЦБ удастся обеспечить прозрачную и понятную систему инвестирования с минимальными рисками, то в будущем большее количество людей смогут воспользоваться этим инструментом получения доходов. В итоге рынок получит хорошую альтернативу банковским депозитам, потребитель - высокодоходный инструмент инвестирования, МФО - дополнительные ресурсы для выдачи займов, предприниматель - доступные ресурсы для развития своего бизнеса. Все это жизненно необходимо в современных условиях российской экономики.
Автор: Екатерина Сидорова, "Финотдел", генеральный директор