Рынок микрокредитования будут регулировать
В России в настоящее время не наблюдается перекредитования, но заметен уверенный рост микрокредитования. Эксперты обсудили настоящее и будущее микрофинансовых организаций на специальной пресс-конференции.
Пресс-конференция на тему "Потребительское кредитование в России: мифы и реальность" прошла в четверг в центральном офисе "Интерфакса". Участники обсудили рынок микрокредитования в России, оценили перспективы его развития и рассказали, почему слухи о перекредитованности российского населения не совсем верны.
В пресс-конференции приняли участие:
Александр Дунаев – управляющий директор микрофинансовой организации "Мани мен";
Лора Файнзилберг – генеральный директор, председатель правления микрофинансовой организации "МигКредит";
Михаил Мамута – председатель совета некоммерческого партнерства "Микрофинансирование и развитие", президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка.
Рынок кредитования существует в России относительно недавно, но развивается очень быстро. В последнее время все чаще стали говорить о том, что развивается этот рынок слишком стремительно и россияне набрали слишком много кредитов. Генеральный директор микрофинансовой организации "МигКредит Лора Файнзилберг рассказала, что это мнение не совсем верно. Рынок кредитования в целом и розничного кредитования в частности действительно растут уверенными темпами с середины 2009 г.
"Общий объем рынка кредитования населения в настоящий момент составляет около 8 триллионов рублей. Необеспеченное кредитование, по данным РА "Эксперт", составляет около 2,5 триллиона рублей. Если смотреть структуру этого рынка, то потребительское кредитование – это не только необеспеченные кредиты, но и ипотека, и автокредиты. И доля ипотеки будет постепенно расти", - убежден управляющий директор МФО "Мани Мен" Александр Дунаев.
За последние 5 - 6 лет в России произошли значительные изменения в общей финансовой системе страны. Если еще 5 лет назад число заемщиков без кредитной истории было подавляющим – около 80%, то сейчас, по разным оценкам, это 20 - 25% заемщиков.
"Это говорит о том, что у кредиторов теперь есть практически полная картина относительно того, какой он, их заемщик. Это позволяет оценить кредитную нагрузку, проверить информацию, которую предоставил заемщик. И все это в режиме реального времени, поэтому и растет сегмент экспресс-кредитования", - пояснил Александр Дунаев.
При этом средняя сумма кредита российского гражданина составляет около 70 тыс. рублей. То есть примерно 18% его годового дохода.
"В Европе это в среднем 100%, в США – 110%. И при этом в России 50% экономически активного населения не живет в кредит. Поэтому говорить о "закредитованности" или "перекредитованности" населения нельзя", - считает Лора Файнзилберг.
"Если сравнивать с нашими ближайшими соседями, с Восточной Европой, в России самый низкий показатель процента дохода, который уходит на обслуживание долга. Например, в Турции он составляет 30%", - добавил Дунаев.
Схожая картина сложилась и с количеством кредитных карт. В России на тысячу человек в 2012 г. приходилось в среднем 155 кредитный карт. В США на одну тысячу человек приходилось 1701 кредитная карта, в Южной Корее – более 2500 кредитных карт.
"Число кредитных карт в России будет расти. POS-кредитов станет меньше, это обычная ситуация для любой страны, а замещать их будут кредитные карты", - рассказал глава "Мани Мен".
В последние годы получить кредит заемщику, у которого есть несколько непогашенных кредитов, стало сложнее. Но при этом в первом полугодии 2013 г. число заемщиков, имеющих несколько действующих кредитов, сократилось по сравнению со вторым полугодием 2012 г. Эту тенденцию эксперты сравнивают с сокращением программ рискового беззалогового кредитования. В настоящий момент доля заемщиков, у которых открыто пять и более кредитов, составляет 0,78% от общего числа.
Что касается своевременной выплаты кредитов, то показатель числа так называемых просрочек стабилен.
"Мы подсчитали коэффициент просроченной потребительской задолженности, разделив остаток по займам, выплаты по которым просрочены на 30 и более дней, на общий объем выданных потребительских кредитов с поправкой на рост портфеля и изменений ставок ЦБ. И если мы сравним коэффициент за второй квартал 2012 г. с данными за второй квартал 2013 г., мы увидим, что он снизился и составляет 4,6% против 4,8%", - рассказал Дунаев.
"В сегменте POS-кредитов коэффициент просроченных кредитов вырос, но стоит учитывать, что есть макроэкономические процессы, есть нишевые изменения. Но все равно даже при этом росте данные не сравнимы с показателями 2009 г.", - пояснил он.
В это же время уверенно растет рынок микрофинансирования. В 2010 г. его объем составлял 30 млрд рублей, в 2012 г. он уже достиг 48 млрд рублей. Аналитики ожидают, что в 2013 г. его объем составит уже 85 млрд рублей. Но, даже несмотря на такие впечатляющие темпы роста, совокупный портфель МФО незначителен на фоне банковского сектора. Совокупный портфель МФО по отношению к объемам банковского потребительского кредитования составляет не более 0,18%.
МФО не дают кредиты просто так
При этом ошибочно полагать, что получить кредит в микрофинансовой организации может любой. Лора Файнзилберг и Александр Дунаев рассказали, что в возглавляемых ими "МигКредит" и "Мани Мен" доля одобренных заявок на кредит составляет от 8 до 14%. председатель совета некоммерческого партнерства "Микрофинансирование и развитие", президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка Михаил Мамута добавил, что у малого бизнеса и юридических лиц эти цифры заметно выше – до 40% одобренных заявок.
Контроль на рынке микрокредитования будет только расти, поэтому ожидать перетока клиентов из банковского сектора не стоит.
"Мы не конкурируем с банками. В МФО люди берут кредиты для других целей. И если им срочно нужны деньги, а банк чем-то не устроила кредитная история, получить заем будет не так просто. Мы также смотрим кредитную историю, но, если есть проблемы с кредитной историей, мы стараемся ее стабилизировать и подготовить заемщика для банковского кредитования", - пояснила Лора Файнзилберг.
На сегодняшний день услугами МФО воспользовалось около 1,5 млн россиян. При этом воспользоваться банковскими продуктами не могут около 20 млн человек из экономически активного населения России. И цели кредитования у МФО такие же, как у банков. Микрофинансовые организации хотят вернуть свои деньги, поэтому они не дают кредиты "маргиналам", хотя готовы идти навстречу населению с неидеальной кредитной историей.
По данным "МигКредит", около 27% их заемщиков – это работники сферы торговли и услуг; 22% - офисные сотрудники; 15% - водители, строители, разнорабочие; 14% - предприниматели; 13% - работники бюджетной сферы.
"Причем МФО важны тем, что выводят заемщиков из тени в том плане, что они могут взять кредит в микрофинансовой организации, а не где-то в теневой сфере. Размеры теневого рынка сокращаются, совсем недавно соотношение было 70% на 30% в пользу "серого" рынка, а сейчас уже 50 на 50", - добавил Михаил Мамута.
Будущее рынка МФО
Одним из важных факторов роста рынка МФО является усиление законодательного контроля за данной сферой. В 2011 г. был принят закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". В дальнейшем планируется создание саморегулирующихся организаций.
"В рамках саморегулирования, которое будет введено в ближайшее время, как мы надеемся, будут установлены базовые стандарты, которые мы согласовали с Центробанком. И к этим стандартам будет относиться стандарт взаимодействия с потребителем, стандарт раскрытия информации о кредитном продукте. Думаю, наши варианты стандартов будут представлены Центробанку уже в декабре, в начале следующего года постараемся их согласовать", - пояснил Мамута.
"Мы за регулирование рынка, но оно должно быть здравым. Регулирование необходимо, чтобы вывести сектор из тени. Для нас очень важна прозрачность работы с клиентами. Клиенты должны понимать, что их ждет. Мы должны иметь возможность показать, какие услуги и за какую цену и на каких условиях мы предоставляем", - рассказала Лора Файнзилберг.
"Относительно общего рынка кредитования нужно отметить два момента. У нас очень мало ипотечных кредитов. Этот сегмент нужно наращивать и восстанавливать баланс. И второе, в последние три года рынок потребительского кредитования рос в разы быстрее, чем рынок кредитования реального сектора, а значит, прежде всего малого и среднего бизнеса. Это привело к тому, что потребительские кредиты перестали делать свой вклад в ВВП, потому что деньги, по сути, уходят на повышение цены, а не на увеличение количества продаж, потому что производственные мощности уже загружены на 100%", - считает Михаил Мамута.
Поэтому, пояснил он, в настоящее время предпринимаются усилия по выравниванию баланса между потребительским кредитованием и кредитованием реального сектора. Это будет приводить росту ВВП, а не к росту инфляции, который наблюдается сейчас.
Проблема микрокредитования сегодня в том, рассказал Мамута, что подавляющее большинство МФО предоставляют кредиты наличными. Но в дальнейшем все больше таких кредитов будет выдаваться через различные онлайн-сервисы, деньги будут поступать на карточки, а покупки потребители будут делать через Интернет.