Круглый стол "Наш вопрос регулятору”
10 июня 2015 года в рамках конференции «Рынок и регулятор: практические аспекты взаимодействия» (г. Ялта) состоялся круглый стол «Наш вопрос регулятору» (для некоммерческих микрофинансовых организаций), в работе которого приняли участие представители Брянского фонда микрозаймов под руководством директора Фонда и Председателя Совета саморегулируемой организации В. А. Емельянова.
Целью круглого стола стало обсуждение потребностей сектора в реализации разных подходов регулирования и надзора за деятельностью коммерческих и некоммерческих микрофинансовых организаций.
Некоммерческие микрофинансовые организации, в большинстве своем, являются организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые созданы с целью развития микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства и не преследуют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли. Капитализация таких организаций формируется за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов без привлечения денежных средств физических и юридических лиц.
Маржа по программе микрофинансирования, реализуемой организациями данного типа, устанавливается приказами Министерства экономического развития Российской Федерации, и не может превышать размер ключевой ставки Банка России, установленной на начало календарного года, в расчете на один год, при этом, у большинства подобных организаций, она не превышает 10% годовых, что в разы ниже, нежели стоимость финансирования, предлагаемая коммерческими микрофинансовыми организациями и банками.
Во-вторых, на государственные микрофинансовые организации Министерством экономического развития России возложены обязательства по поддержке начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства. В структуре совокупного портфеля такого типа микрофинансовых организаций доля микрозаймов, выданных вновь зарегистрированным и действующим менее 1 (одного) года субъектам малого и среднего предпринимательства должна составлять не менее 7%, что еще раз подчеркивает ту социальную функцию, которую выполняют такие микрофинансовые организации.
При этом требования Центрального Банка по регулированию деятельности таких организаций идентичны требованиям по регулированию деятельности коммерческих микрофинансовых организаций и банковского сектора, несмотря на то, что доходность и цели существования таких организаций не подлежат сравнению.
В этой связи участниками круглого стола было сформировано консолидированное мнение о необходимости изменения действующего законодательства и внесены следующие предложения по его доработке.
1. Необходимо изменение подхода к формированию резервов на возможные потери по займам
Ввиду особой роли государственных (некоммерческих) микрофинансовых организаций и, учитывая имеющиеся ограничения по максимальному размеру процентной ставки, ограниченной доходной части, микрофинансовые организации при приближении размера формируемых резервов на возможные потери по займам к доходности с действующего микрофинансового портфеля неспособны должным образом формировать объем резервов в требуемом количестве.
Саморегулируемая организация НП «Альянс МФО «ИРМСБ» считает резервирование хорошим инструментом для обеспечения надежности микрофинансовой организации и поддержания должного уровня качества микрофинансового портфеля, но, учитывая особенности функционирования некоммерческих микрофинансовых организаций, а также важную социальную роль данного института поддержки малого и среднего предпринимательства, совместно с участниками круглого стола выработала два возможных решения данной проблемы.
- Внесение изменений в Указание Центрального Банка Российской Федерации от 14 июля 2014 г. №3321-У «О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам» в целях предоставления микрофинансовым организациям, которые не осуществляют привлечение средств физических и юридических лиц, осуществлять формирование резервов на добровольной основе.
- Предоставить возможность для некоммерческих микрофинансовых организаций формирования резервов за счет целевых средств капитализации, полученных из бюджетной системы Российской Федерации.
2. Необходимо приравнять некоммерческие микрофинансовые организации, не являющиеся, в соответствии с законодательством Российской Федерации, малыми предприятиями и микропредприятиями, к первой категории видов некредитных финансовых организаций, указанной в Приложении №1 к Положению о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 15.12.2014 г. №445-П)
В соответствии с требованиями «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 15.12.2014 г. №445-П) в некредитных финансовых организациях, не относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к малым предприятиям и микропредприятиям, для обеспечения реализации ПВК по ПОД/ФТ создается самостоятельное подразделение по ПОД/ФТ либо определяется входящее в структуру некредитной финансовой организации подразделение, в компетенцию которого будут входить вопросы ПОД/ФТ.
При этом сотрудники подразделений по ПОД/ФТ могут совмещать свою деятельность с осуществлением иных функций в некредитной финансовой организации, за исключением функций, осуществляемых контролером или службой внутреннего контроля (внутреннего аудита), а также при условии, что они не имеют права от имени некредитной финансовой организации совершать операции (заключать сделки) с денежными средствами или иным имуществом, подписывать платежные (расчетные), бухгалтерские и иные документы, связанные с возникновением и исполнением прав и обязанностей некредитной финансовой организации.
Таким образом, в целях обеспечению исполнения требований законодательства Российской Федерации, основываясь на вышеизложенном, микрофинансовым организациям необходимо создавать дополнительное структурное подразделение, в составе не менее 2 человек, которое, в том числе, наделить полномочиями в рамках ПОД/ФТ, что для государственных микрофинансовых организаций, учитывая маленькую численность (например, 2 человека) и размер доходов (учитывая размер уставного капитала и ограниченный размер маржи в 10%), создание подразделения в составе 2 человек повлечет за собой дополнительные расходы, которые не будут покрываться доходами, что поставит под сомнение целесообразность существования конкретной микрофинансовой организации, что, учитывая цели ее создания, нельзя допустить.
В этой связи предлагается внести изменения в Приложение №1 к «Положению о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 15.12.2014 г. №445-П) приравняв некоммерческие микрофинансовые организации к первой категории видов некредитных финансовых организаций.
3. Необходимо разграничение полномочий надзорных полномочий Банка России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации при осуществлении надзора за исполнением микрофинансовыми организациями действующего с целью исключенияпрактики их дублирования
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Согласно статье 14 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» регулирование и надзор за деятельностью микрофинансовых организаций осуществляет Банк России.
Учитывая имеющуюся коллизию в законодательстве, по мнению участников круглого стола, органы прокуратуры при проведении проверок деятельности микрофинансовых организаций в ряде случаев могут подменять собой органы Банка России.
По этому вопросу СРО «Альянс МФО «ИРМСБ» была собрана статистическая информация о характере, целях и периодичности проведения проверок своих членов органами Прокуратуры Российской Федерации и направлена в Банк России.